Создание безбарьерного пространства во всех сферах жизнедеятельности - ключевая идея обеспечения равных прав для инвалидов. Доступность окружающей среды ставит перед собой цель - обеспечить равное участие всех пользователей в учреждениях образования, спорта, культуры и сферах обслуживания. Отсутствие барьеров является ключевым элементом при создании общества, основанного на принципах равенства и интеграции, например, в процессе вовлечения людей с ограниченными возможностями в трудовую и образовательную жизнь.
Общественный доступ подразумевает все пространство и все учреждения, создаваемые или видоизменяемые людьми для людей как в государственной, так и в частной сфере. И речь идет не только об общественных зданиях, находящихся в ведении администрации, но и о зданиях частного сектора (банки, офисы, рестораны).
Так в строящихся зданиях необходимо заранее учитывать потребности людей с ограниченными физическими возможностями. При реконструкции, ремонте и выполнении капитального ремонта можно лишь говорить о попытках обеспечения безбарьерного пространства. Чтобы избежать завышенных расходов на адаптацию, необходимы «умные решения», которые заблаговременно согласовываются и позволяют достигнуть организации безбарьерного пространства.
Одним из таких важных объектов общественной доступности в обслуживающих организациях являются сервисные зоны, в том числе кассы и зоны ресепшн.
Во-первых, такие зоны должны иметь контрастное оформление по отношению к окружающей среде, а также обладать тактильной находимостью. Для слабовидящих и тотально незрячих подход к сервисным зонам должен осуществляться путем расположения напольных тактильных указателей (плитка или индикаторы), которые также обладают контрастной поверхностью. В этом случае возможно и использование акустических или электронных направляющих сигналов. Данными устройствами адаптации для инвалида должно быть оснащено хотя бы одно место обслуживания человека с ограничениями.
Во-вторых, специально для опорников и людей на инвалидном кресле площадка перед окошком должна быть размером не менее 1,5 х 1,5 м, а высота самой стойки 80-90 см.
В-третьих, для людей с ограничением слуха на сервисных стойках с закрытым остеклением следует устанавливать специализированные индукционные системы, которые также отлично подойдут и при нахождении в шумном помещении. Слабослышащему человеку достаточно будет просто переключить свой слуховой аппарат в режим «катушки» («Т»). Магнитные волны помогут ему без особых проблем услышать необходимую информацию даже через преграду.
В-четвертых, для слабовидящих людей любое место обслуживание должно располагаться в зонах с неслепящим искусственным или естественным освещением без густой тени.
Зоны обслуживания будь то ресепшн, почтовое окно или регистратура – важные объекты социальной инфраструктуры, которые должны быть доступны для всех категорий людей. При этом следует помнить, что организация даже частичной доступности не решает проблему безбарьерности, а увеличивает возможность получения травмы другими категориями инвалидов.